Титова Нина Алексеевна

«Шарику» быть!

В октябре 1941 года Государственным Комитетом Обороны было принято решение, которое учреждало Куйбышев как «запасную столицу». В это время в Самару началось перемещение части ЦК ВКП(б), Совнаркома, Президиума Верховного Совета СССР, наркоматов, дипломатических миссий, партийных и советских руководителей, а также было эвакуировано 40 крупных предприятий и военных заводов. Москва готовилась отразить нападение с земли и воздуха. Она опоясывалась противотанковыми рвами, траншеями и колючей проволокой. В числе тех, кто рыл окопы на окраинах города, была моя прабабушка Титова (Тамашенак) Нина Алексеевна, уроженка Белорусии. На момент начала войны уже жила в Москве. За месяц до начала войны она начала свою трудовую деятельность в 19 лет на 1-ом Государственном Подшипниковом Заводе им. Л. М. Кагановича москвичи ласково называли завод «шариком». Ночь за ночью, почти весь август продолжались бомбардировки. Надо было надежно обезопасить завод. Правительство решило перебазировать предприятие из Москвы в Куйбышев. Сцепив зубы, люди снимали один станок за другим. Надо было любой ценой спасти единственное крупное предприятие в стране и Европе подшипниковой промышленности. Зима 41-го была очень суровой. В эшелоне, в котором ехала моя прабабушка, люди ехали, прижавшись друг к другу, иногда даже стоя, спя на соломе или тюках, которые успели покидать и взять с собой. Из Москвы в Куйбышев ехали ровно месяц, пропуская на пути составы на фронт и прибыли в Куйбышев в декабре. Вшивые, голодные, плохо одетые. Приехали практически в никуда. Рабочие сами разгружали эшелоны, устанавливали оборудование. 16-летние мальчишки ворочали тяжеленные станки, детали. Прибыло тогда на завод свыше 1500 человек и более 1000 единиц оборудования. Пока продолжался нелегкий выбор, где организовать производство, люди скопились в Линдовом городке (ныне р-н рынка Караван) и приступили к становлению завода. Работали ежедневно по 16 часов, спали там, где работали, вповалку. Не было крыши, стен. Ходили в изношенных, примотанных проволокой подошвы, сапогах. Постоянно жгли костры, из пустых бочек делали «буржуйки», отогревались – и опять к станкам. От ближайшей разгрузочной площадки до Линдона городка - семь километров. Тут выручала природная русская смекалка, помноженная на огромное желание вдохнуть вторую жизнь в родной завод. Волоком перетаскивали тяжеловесный пресс, тащили на плечах длинные стальные прутки, впрягались в веревочные и проволочные тяги. Если спросить любого из старых подшипниковцев, вы услышите такое, во что трудно поверить, но что действительно было. Это был подлинный героизм! Они помнили и мстили! Неустанным трудом для фронта мстили! Днем пуска 4 ГПЗ в г. Куйбышеве и началом производства подшипников на самарской земле считается 21 ноября 1941 года, когда была собрана и отправлена на Челябинский танковый завод первая партия подшипников – 3 тысячи штук… В 2011 году 4 ГПЗ отметил свое 50-ти летие!

Тихон Попков, 2 Б